Главная / Снасти и способы ловли / Лодки и моторы для рыбалки
Лодки и моторы для рыбалки
В начале лета (а кто-то начинает заботиться еще зимой) многие рыболовы решаются на одно из самых важных приобретений: покупку лодки и подвесного мотора. Техника это достаточно дорогая, при грамотной эксплуатации служит долго, а значит, как всегда встает вопрос: как подобрать себе такое плавсредство, которое служило бы верой и правдой и в дальнейшем не возникало мыслей по поводу того, как избавиться от не оправдавшего надежды комплекта.
Сделать это без больших финансовых потерь достаточно сложно, поскольку буквально за два года эксплуатации лодка и мотор могут потерять от начальной стоимости до 30-40%.
Выбор лодки
Начнем с выбора лодки, хотя, конечно же, в идеале, нужно подбирать и лодку и мотор одновременно. В последние годы большинство рыболовов выбирает для передвижения по воде лодки из ПВХ в первую очередь из-за удобства их транспортировки при схожих мореходных показателях с лодками металлическими.
ПВХ (полихлорвинил) — материал, который обладает достаточно высокой прочностью, эластичностью и практически совершенно не страдает от воздействия влажной среды. Другими словами, такие лодки совсем не обязательно сушить после каждой рыбалки.
Единственное, что оказывает негативное действие на материал ПВХ — это солнечный свет. Разумеется, ваша лодка не разрушится у вас на глазах под лучами солнца, но чем больше она находится на свету, тем больше подвергается материал ПВХ разрушению. Хотя в последние годы и делают все более совершенные материалы, но пока добиться 100% результата не удалось.
Поэтому для рыбалки рекомендуется брать лодки светлых или вовсе белых тонов, поскольку такие лодки меньше подвержены действию ультрафиолета. Лодки темных и прочих защитных цветов оправданы лишь для охоты.
На сегодня моделей лодок из ПВХ для рыбалки и отдыха великое множество и каждый может выбрать себе лодку по запросам и средствам. На какие моменты следует обратить внимание при выборе определенной лодки. Конечно же, в идеале это должен быть достаточно известный и уже проверенный отечественный или зарубежный производитель, либо лицензионный Китай или Корея, где делают очень качественные копии известных лодок, правда, под другими названиями.
Существует некая средняя цена достойных лодок из ПВХ на которую и надо ориентироваться. Покупать лодки ценой ниже не рекомендую. Тут не работает схема: «чуть дешевле — чуть хуже». Может статься так, что чуть более дешевая лодка, на поверку окажется полностью непригодной, да и прослужит вам крайне мало.
Допустим, вам в магазине порекомендовали несколько вариантов достойных и проверенных лодок. На что в первую очередь стоит обратить внимание при выборе лодки, так это на конструкцию пола (пайола) лодки. Есть два варианта: жесткий пол (фанера, алюминий, в последние годы еще и пластик), либо аирдек (надувное дно). Какой пол лучше — вопрос риторический, смотря, для каких целей.
Если вы будите ловить один (максимум вдвоем), ездить на короткие расстояния под слабомощным мотором от 2 до 8-10 л.с. — тогда удобнее пол из аирдека. Подобную лодку и собирать легче (особенно одному рыболову), весит она существенно меньше лодок с твердым дном, да и помещается всего в одну сумку, что удобно при транспортировке.
Но чем длиннее ваши путешествия на воде и чем больше в лодке пассажиров и груза, а соответственно используется более мощный мотор, тем более оправдана покупка лодки с жестким полом. В таком случае вам и собирать лодку несложно — есть напарник. Жесткий пол лучше держит курсовую устойчивость (лодку не трясет на мелкой волне, что характерно для лодок с аирдеком). Жесткий пол более надежен в эксплуатации и не подвержен таким повреждениям как аирдек, а именно: аирдек можно прожечь угольком от сигареты, процарапать камешком, застрявшим в протекторе сапога и т.д.
Кроме того, отсутствие жесткости пола в продольном направлении на лодках с аирдеком затрудняет выход в режим глиссирования. Возможно, в будущем создадут аирдек не уступающий по прочности жесткому полу, и тогда сама по себе исчезнет проблема выбора, но на данный момент ситуация выглядит так.
А вот что лучше — фанера или алюминий? Вопрос скорее вкуса, чем серьезных практический различий. Фанера при должном эксплуатировании служит не существенно меньше, чем алюминий. Фанерный пол лишь нужно периодически просушивать и подкрашивать водостойким лаком. Многие рыболовы на пол укладывают кусок линолеума и тем самым решают сразу несколько проблем: не повреждается пайол и проще мыть лодку после рыбалки (вся грязь остается только на линолеуме).
Вообще же лодку из ПВХ рекомендуется достаточно часто мыть пресной водой и обычными бытовыми моющими средствами.
Особенно тщательно нужно промывать лодку перед зимним хранением. Во время рыбалки на борта и дно лодки попадает много слизи рыбы, которая привлекает запахом мышей и крыс. Эти животные очень сильно реагируют на подобные запахи и способны выгрызать в лодках большие дыры, после чего ваша лодка (может так статься) будет не пригодна для ремонта. Так что на зиму лучше промывать лодку моющими средствами с резкими запахами, для того чтобы отбить запах рыбы, и хранить лодку в защищенном от грызунов месте.
Немаловажный момент при выборе лодки — это ее длина. При прочих равных все же лучше брать лодку чуть подлиннее (в разумных пределах, конечно же). Причем длина лодки играет в плюс не только в увеличении полезной площади, но и на глиссер такая лодка выходит лучше. Скажем, если вы стоите перед выбором: 280 или 300 см, то конечно стоит выбирать 300 см. Единственный недостаток: вместе с длиной пропорционально увеличивается и цена лодки.
Еще один немаловажный момент — это способность лодки быстрее выходить на режим глиссирования. Разные модели лодок при одинаковых параметрах длины и веса выходят на глиссер с отличиями. Связано это с аэродинамическими характеристиками, особенно с формой надувного киля. Но узнать об этих нюансах вам можно либо от продавцов магазина, либо от друзей-рыболовов, которые уже проводили тестовые испытания и обладают достоверной информацией.
Выбрав подходящую лодку, остается обратить внимание еще на несколько нюансов. Хорошо бы лодку покупать или уже накачанную в магазине или попросить, чтобы ее накачали и полностью собрали при вас. На лодке не должно быть никаких потертостей и складок на баллонах в накачанном состоянии. Проверьте качество склеек, обязательно осмотрите транец. Транец — самое важное место в лодке, именно сюда крепится мотор и потому на транец придется более всего нагрузки.
Не рекомендуется брать транец, который приклеен к баллонам кусками ПВХ. Желателен вариант со специальными резиновыми накладками на транец, которые уже потом в свою очередь приклеиваются к баллонам. Такие резиновые накладки гасят вибрацию от работающего мотора, а значит и транец прослужит вам дольше. Могу успокоить рыболовов: большинство солидных фирм только таким образом и крепит транец к баллонам.
Осталось кратко пройтись по вопросам эксплуатации. Штатный насос («лягушка») накачивает лодку до паспортного давления с достаточно большим трудом. Поэтому качать таким насосом лодку нужно до тех пор, пока это физически возможно. Такой накачки хватает для того, чтобы без проблем ездить, но нужно иметь в виду, что если вы захотите повесить на транец более мощный, чем положено по инструкции мотор, то такая легкая «недокачка» может привести при движении по волнам к излишним вибрациям и сгибанию стрингеров (крепежи пола).
В идеале было бы хорошо приобрести двухходовой насос (лучше всего с манометром), который позволит накачивать лодку до оптимального давления баллонов. Проверить нужное давление в баллонах можно и буквально «вручную». Под давлением большого пальца вашей руки баллон практически не должен прогибаться. Разумеется, в жаркий солнечный день лодку нужно слегка недокачивать. Но и эта проблема уже решена и во многих лодках установлены такие клапаны, которые самостоятельно сбрасывают излишнее давление.
Перед первым выездом на воду обязательно нужно зарегистрировать лодку в ГИМС и нанести полученные регистрационные номера на оба борта лодки и в скрытом месте. Скрытое место — это не прихоть инспекторов, а в первую очередь ваша защита от воров. Скрытое место на лодке может быть выбрано вами где угодно, но, как правило, номер лодки наносят под пайолом лодки непосредственно на днище. Высота букв и цифр на бортах лодки должна быть не менее 10 см, ширина штриха — минимум 2 см.
Способов нанесения номеров очень много: различные пластиковые наклейки, через трафарет водостойкой краской смешанной с клеем для ПВХ (на случай продажи такая смесь отлично стирается), и самый простой способ — черным водостойкий маркером. За сезон такой нанесенный маркером номер, конечно, основательно стирается, но подкрасить его не составляет никакого труда и занимает по времени буквально пять-десять минут. Разумеется, в лодке нужно иметь полный комплект необходимого снаряжения предусмотренного правилами ГИМС (список этого снаряжения будет прописан в техпаспорте вашей лодки).
Подводя итог всех вышеперечисленных доводов, по логике вещей получаем, что самый практичный вариант для покупки лодки с аирдеком — длина до 280-330 см и моторчик в 4-10 л.с. Такой силы моторы спокойно увезут лодку с одним-двумя рыбаками и небольшим грузом. Лодки же рассчитанные на перевозку 2-3 и более пассажиров с поклажей лучше брать с твердым полом длинной более 330 см.
Сибирские рыболовы либо из-за масштабов наших рек и озер, а может из-за широты душевной в основном выбирают лодки длиной 360-390 см. В данном случае, если есть финансовая возможность, брать предпочтительнее размер 390 см. Размер 390 имеет преимущество лучшего глиссирования на малом ходу, ваша лодка не сваливается в водоизмещающий режим при волнении. Лодки размеров в 360 и 390 см имеют одинаковые сумки и почти одинаковый вес (разница 1,5 кг).
И последнее. Не стоит приобретать на большую лодку мотор мощностью всего 6-8 л.с. с той целью, что потом, когда появятся деньги, вы купите более мощный мотор. Стоит маломощный мотор тоже достаточно дорого. По горькому опыту своих знакомых знаю, что через 1-2 года владельцы маломощных моторов, потеряв на продаже старого мотора до 30-40% от начальной стоимости, собираются брать новый и более мощный мотор.
И тут выясняется, что за прошедшие годы на такие моторы выросла цена (инфляция!) и в конечном итоге, выходит так, что рыболов покупает еще один мотор, практически ничего не сэкономив. По английской поговорке — платит дважды. Проще было в свое время взять кредит в банке или попросить взаймы у друзей и купить сразу необходимый мотор. Арифметика тут простая и просчитать экономический эффект несложно.
Надеюсь, этих общих данных вам хватит для того, чтобы вы могли выбрать себе надежную лодку. А уж какую модель лодки выбрать — решать вам.
Выбор мотора
Выбрав лодку, можно подбирать под нее мотор. Моделей отечественных моторов не много. Основные: «Нептун», «Вихрь» и «Ветерок». Как видим, выбора большого нет как в модельном ряду, так и в мощности (у каждой марки есть всего 2-3 модели), и достаточно легко подобрать мощность мотор к определенной длине лодки. Главное (касается любой российской техникой) иметь золотые руки или хорошего мастера.
В принципе, отечественные моторы при должной доработке вполне достойно могут конкурировать с зарубежными моделями. Многие до сих пор полагают, что стоимость отечественных моторов (почти в 2-2,5 раза меньшая, чем у импортных) с лихвой компенсирует технические недостатки. Это убеждение не лишено основания, но повторюсь, только для тех, кто у кого «золотые» руки.
Подробнее остановимся на зарубежных моделях. Что можно сказать о них в целом: все популярные зарубежные моторы приблизительно одинакового качества и ощутимой разницы между производителями вы не найдете, почти все они изготавливают лодочные моторы уже не один десяток лет. Поэтому модель может быть любой, которая вам понравится.
Вначале вам нужно подобрать мощность мотора. Тут ничего сложного нет (многое уже было описано выше). Если вы собираетесь ловить один и не перемещаться на большие расстояния, то вам будет достаточно мотора до 6 л.с. Двоих выведут на глиссер, и способны более менее быстро транспортировать: моторы 6-10 л.с. Причем «десятка» вполне сносно везет двоих рыболовов с небольшим грузом, неплохо выводит лодку на глиссер и составляет конкуренцию самой популярной «пятнашке».
Для двоих-троих рыболовов подойдет мотор мощностью 15 л.с и выше. «Пятнашка» — универсальный мотор, который успешно можно эксплуатировать и на металлической лодке. Причем еще лучше, чем под лодкой из ПВХ «пятнашка» работает на металлической лодке типа «Казанка». Безусловно, что такая лодка тяжелее, но аэродинамические качества «Казанки» на порядок лучше, чем у лодок из ПВХ, что с лихвой компенсирует лишний вес.
По «тяговитости» зарубежные моторы мощностью 15. л.с. сравнимы с российским «Вихрь-25». Почему такие разные показатели в мощности дают одинаковый эффект? Дело обстоит так: в Японии мощность измеряется на гребном валу, а в России на коленвале. Мощность на гребном валу естественно меньше, чем на коленвале на величину потерь в редукторе и помпе водяного охлаждения. Но эти потери составляют всего около 10% от мощности на коленвале.
Что же получается: в лошадиных силах зарубежные моторы действительно уступают отечественным образцам, то есть «Вихрь 25» реально будет иметь 22-23 л.с. мощности на гребном валу. А как же тогда менее мощный зарубежный мотор, оказывается сравним с более мощным мотором отечественным? Разница кроется в том, что тяговые качества мотора зависят еще и от передаточного отношения редуктора и характеристик применяемого винта.
Практически у всей зарубежных моторов редукция больше, чем у отечественных. В зависимости от этого, выигрыш в тяге при скоростях выхода на глиссирование может составлять еще порядка 10%, что позволяет вывести на глиссирование более тяжелое судно. Кроме того, российские моторы поставляются, как правило, с более «тяжелым» штатным винтом, чем зарубежные. Вот из всех этих факторов и складывается преимущество в тяговитости зарубежных моторов приблизительно на 40-50%.
Если вы остановили свой выбор на какой-то зарубежной модели, остается только решить будет это двухтактный или же четырехтактный мотор. В настоящее время отдельные четырехтактные моторы практически сравнялись с ценой двухтактников, и потому выбирать мотор только из-за цены уже практически не имеет смысла. Остаются плюсы и минусы каждого вида моторов.
Я возьму для примера четырехтактник и не только потому, что у меня именно такой мотор, и я хорошо его изучил, но и потому, что мы в основном видим на реках двухтактники и имеем мнения в основном по ним. Человеку свойственно влюбляться в свою технику и это часто приводит к нездоровому консерватизму. Я постараюсь быть объективным и приводить только сухие цифры и примеры.
У четырехтактников по большому счету есть два минуса. Первое — это вес. Скажем средний четырехтактник мощностью 15 л.с. весит тяжелее своего собрата двухтактника на 7-10 кг. (четырехтактник весит 42-45 кг, а средний двухтактник весит 35 кг.) Великая это разница или нет? Если вы не собираетесь таскать на руках мотор на большие расстояния — то практически никакой существенной разницы нет.
В подавляющем большинстве случаев рыболовы подъезжают на машине к берегу водоема, где собирают лодку и устанавливают на нее мотор. Но даже если вам понадобится переместить лодку на какое-то существенное расстояние, то и здесь рыболовы нашли выход — на лодку устанавливаются транспортировочные колеса и в этом случае разница в весе моторов тоже никакой роли не играет.
Второй минус четырехтактников — это малая ремпригодность в дороге. Хотя и это относительный минус. Серьезную поломку двухтактника тоже очень сложно провести в пути, хотя при наличии запчастей (откуда им взяться?) и умелых рук — это все-таки возможно. Но так как зарубежные моторы весьма редко ломаются по сравнению с отечественными, то и этот минус трудно считать существенным.
Главное в обслуживании зарубежных моторов вовремя менять масло и прочие комплектующие. Единственный недостаток, который лично мне хоть сколько-то мешает при эксплуатации четырехтактника — это то, что подобные моторы можно перевозить или хранить только в двух положениях: либо вертикально, либо на одном конкретно указанном боку.
Плюсы четырехтактника: малый расход бензина и масла. Так как в четырехтактном моторе имеется картер, отсюда еще один плюс — масло не нужно смешивать с бензином, что экономит время. Масло заливается отдельно в картер и при работе подается в камеру сгорания такими порциями, какими мотору необходимо для работы, а не столько, сколько вы залили в бензин, как в двухтактнике. А это не только экономично и экологично, но и дает больший ресурс мотору.
На полных оборотах четырехтактник (это не только мои замеры, но и результаты многих тестов) расходует бензина на 20% меньше двухтактника. В литрах же это выглядит несколько скромнее и потому многие считают, что средние четырехтактники почти столько же расходуют что и двухтактники. Например, на двухтактнике вы сожгли 10, а на четырехтактнике 8 литров. Заглянув в топливный бачок, вы не заметите ощутимой разницы. Но она есть — 20%! Но еще более серьезно экономится масло — минимум 50%.
Расход четырехтактника мощностью 15 л.с. — не более 3 л. (иногда 2.5 л.) на час работы при движении на полных и средних оборотах (на крейсерской скорости). На малых же оборотах эта экономичность еще возрастает. Скажем, при рыбалке троллингом создается такое ощущение, что мотор работает буквально на парах. Из-за этого — минимальное количество вредных выбросов и вы практически не будете чувствовать запахи выхлопа. Но еще большее удовольствие доставляет то, что на малых оборотах четырехтактный мотор работает так тихо, что временами даже приходится приглядываться: работает ли мотор вообще.
Четырехтактный мотор чуть больше требует времени на разгон, но, разогнавшись, обладает несколько большей тяговитостью и может чуть больше везти груза, чем такого же объема двухтактник. Это не очень принципиальный плюс (лишние 20-30 кг. груза), но все-таки он есть. От себя могу только дать только общий совет: стоит подумать покупать или нет четырехтактные моторы мощностью до 10 л.с. Экономия топлива у маломощных четырехтактных моторов — не столь существенная, а цена ощутимо выше двухтактников.
Моторы мощностью свыше 40 л.с. однозначно должны быть только четырехтактными, поскольку при таких мощностях экономия топлива становится очень существенной, и даже не переплата при покупке окупится через 2-3 года экономией на бензине, большим ресурсом и меньшей головной болью при частой покупке масла и разведению бензина.
Вот, пожалуй, и все основные плюсы и минусы, остальное решать вам. Купив хорошую зарубежную модель, не важно двух- или четырехтактный двигатель вы в любом случае останетесь довольны. Удачного выбора.
Константин Фадеев
|