РЫБАЦКИЕ ШУТКИ
Помогал бобрам строить плотину. Очень болят зубы.
Выберите свой регион:
Рыбалка в Тюменской областиРыбалка в Ханты-Мансийском автономном округе - ЮграРыбалка в Омской областиРыбалка в Новосибирской областиРыбалка в Алтайском краеРыбалка в Томской областиРыбалка в Кемеровской областиРыбалка в Республике Алтай (Горном Алтае)Рыбалка в Республике ХакасияРыбалка в Красноярском краеРыбалка в Республике ТываРыбалка в Иркутской областиРыбалка в Республике Бурятия
МенюИнформеры

Экстремальный портал VVV.RU

О рыбалке Яндекс цитирования
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Уровень воды
Главная /  Отчеты о рыбалке /  За байкальским хариусом

Отчеты о рыбалке:
За байкальским хариусом

Весной, когда во многих сибирских регионах половодье, спиннингисты ищут удачу в других регионах. Открыть летний спиннинговый сезон, а заодно половить такую вкуснейшую и одновременно одну из самых спортивных рыб, как хариус, мы и отправились на байкальские реки.

Справедливости ради надо сказать, что Сибирь большая, и законы рыболовства в каждом регионе свои. Непосредственно на Байкале ловля хариуса запрещена с начала мая до середины июня, а вот на некоторых реках-притоках (не на всех!) Байкала ловля хариуса спортивными снастями в мае разрешена. Намеченный нами путь пролегал на находившееся в 30 км от Байкала озеро Соболиное, в котором, по словам наших проводников опытных туристов и рыболовов, членов иркутского клуба рыболовов «Поплавок», хариус ловится всегда.

Прибыв утром на поезде в Иркутск мы, не мешкая, двинулись в достаточно долгий автопробег длинной в 200 км до турбазы «Теплые озера», от которой и был назначен старт на озеро Соболиное. Данная турбаза находится на границе Иркутской области и Бурятии на берегу красивейшей реки Снежной, там можно не только сносно переночевать, но и оставить свои автомобили на охраняемой стоянке. Переодевшись в рыболовную одежду и забив под завязку снаряжением и провиантом рюкзаки мы, полные радостных предчувствий, отправились в пеший поход.

Ловля хариуса на Байкальских реках

Пройти за оставшиеся полдня весь путь по весьма сложной лесной тропе было нереально и мы, пройдя половину пути, разбили свой первый лагерь в месте слияния двух рек — Снежной и Селенгинки. Место было очень красивым и перспективным с рыболовной точки зрения. Здесь наш проводник Игорь Михалев прочитал нам небольшую лекцию о ловле хариуса и ленка и познакомил с основной байкальской снастью для ловли этих рыб: грузовым настроем.

Грузовой настрой - снасть для ловли хариусаГрузовой настрой представляет собой набор свинцовых грузиков, последовательно расположенных на леске. Все грузики имеют эллипсовидную форму и отличаются один от другого только по размерам и весу. Заканчивается настрой поводком с привязанной к нему приманкой. Назначение любого грузового настроя — удерживать наживку или искусственную приманку во взвешенном состоянии на заданной глубине.

Чем больше глубина и скорость течения, тем длиннее и тяжелее делают настрой и ближе один к другому закрепляют на лесе свинцовые грузики. Наши настрои, выданные нам Игорем были весом в 16-20 грамм, что вполне достаточно для неглубоких горных рек.

Немаловажной вещью в настрое является наплав (поплавок). Он должен при минимальном размере иметь максимальную грузоподъемность и обтекаемую форму, позволяющую легко подтягивать его против течения, и обладать хорошей чувствительностью на поклевку. Сверху наплыва на основной леске вяжется стопорный узел и под него одевается бусинка. Таким образом, рыболов, перемещая вверх-вниз стопорный узел, регулирует глубину погружения приманки. Самое главное правило — приманка должна двигаться непосредственно около дна и даже слегка чиркать по камням.

Грузовой настрой используется как при ловле «впроводку» (на реках), так и в стоячей воде (на Байкале и прочих озерах). У Игоря был с собой целый арсенал заготовленных настроев, которые крепились к основной леске. Причем на самом настрое была предусмотрена миниатюрная защелка с помощью которой легко менялся поводок с приманкой (мушкой).

Для ловли хариуса на Байкале и его притоках используют натуральные приманки (дождевой червь, бормаш, кузнечик). Но рыболовы-спортсмены всегда предпочитают искусственные мушки. Мушки, привязанные к тонким поводкам, хариусы берут чаще, без опаски, и поклевок бывает гораздо больше, чем на поводках толщиной более 0,2 мм. Но нужно учитывать, что хариусы в тех краях попадаются очень крупные, достигающие веса 1,5 — 2,0 кг и больше.

Удержать на слабом, тонком поводке таких великанов практически невозможно. Пусть будет меньше поклевок, зато есть надежда не упустить трофейный экземпляр, обрыв которого отдается горечью в памяти на много дней. Так что приходится ставить на основную леску диаметром 0,25 поводки не тоньше 0.18 мм.

Итак, снасти были собраны и мы приступили к рыбалке. Тут же выяснилось, что ловить на безинерционные катушки на грузовой настрой не очень удобно и для такой ловли гораздо лучше подходят обыкновенные инерционные катушки или мультипликаторы. Все дело в том, что грузовой настрой требует постоянного контроля. Леска все время должна быть в натяжении (или в состоянии близком к этому) и при малейшем нырке поплавка должна следовать немедленная подсечка. Проморгал полсекунды — остался без рыбы. Хариус моментально определяет подвох и тут же выплевывает обманку.

Ловля хариуса в Иркутской области - Сибирская рыбалка

Проведенный вечер в оттачивании техники ловли на грузовой настрой не прошел зря. Хотя рыбы нами поймано не было, но зато мы отточили технику и усвоили теорию ловли. Со слов Игоря, рыбы в реках пока еще мало, она либо еще не вышла с Байкала, либо уже ушла в верховье и здесь нам делать нечего. Зато завтра на озере Соболином….

Добраться на озеро Соболиное — дело достаточно непростое даже для опытного туриста. Нам пришлось идти по еле заметной тропе сквозь буреломы, кедровый стланик, каменистые ряды (курумы), а в конце пути почти километр брести по колено в воде вдоль берега озера Соболиное обходя, таким образом, непроходимый береговой лес. Уже по темноте мы добрались до искомой площадки на берегу Соболиного озера и разбили лагерь. Все выбились из сил, а потому переодевшись в сухую одежду и наскоро отметив прибытие на точку, мы улеглись спать.

Прошло уже два дня пути, а рыбы мы еще и не видели. Пора было компенсировать наши трудозатраты хорошей рыбалкой. Озеро Соболиной образовалось несколько веков назад в результате землетрясения и, по сути, является руслом реки Селенгинки, но в отличие от реки имеет глубину до 60-80 метров.

Ниже озера находятся несколько мощных порогов, которые не преодолевает ленок и, наверное, хариус, двигающийся из Байкала, а выше озера на расстоянии 5 километров вверх по течению Селенгинки находится водопад «Сказка» высотой в несколько десятков метров, который в свою очередь перекрывает движение рыбы вверх. Таким образом, на озере Соболином образуется замкнутая экосистема, в которой местный хариус не может уйти далеко вверх, да и вниз по течению он тоже не уходит и держится в основном в озере.

Озеро Соболиное, Иркутская область - ловля хариуса

Все говорило за то, что хариусу тут просто деваться некуда, а учитывая труднодоступность — хариус должен быть почти непуганым, а значит активным. Но не тут-то было. Из более чем десяти посещений этого озера у Игоря впервые случилось такое фиаско. Ни он, ни тем более мы так и не увидели не только поклевки, но и даже присутствия рыбы на озере Соболином. Вполне возможно, что мы попали в такой период, когда рыбы была занята икрометом и ушла либо на глубину, либо в еще какие-то неизвестные нам места. Чтобы окончательно проверить все версии Игорь прошел верх по Селенгинке до самого водопада, но и там у него не случилось, ни одной поклевки.

Мы тоже не теряли время даром, и течение дня облавливали воды озера в поисках хариуса. Так в трудах прошел целый день, и самое время было собрать совет мудрецов и решить, что делать дальше, но погода внесла свои коррективы и решила за нас. К вечеру подул очень сильный ветер (озеро находится на высоте более 1 км. над уровнем моря) который буквально срывал палатки, резко опустилась температура воздуха и постепенно дождь перешел в снег.

Продержавшись ночь в старой и дырявой палатке к утру мы промокли и продрогли, и для нас встал вопрос не просто пребывания, но и выживания: не известно сколько продлится такое ненастье и что будет дальше — погода в горах очень непредсказуема, особенно в мае. Не долго думая, мы стали собираться в обратный путь.

Ненастье на озере Соболином

Не передать словами, насколько тяжелым и сложным оказался обратный путь. Мы решили пройти за день весь путь протяженностью почти 30 км с тяжелыми рюкзаками за плечами. Наше желание было такое: пусть хоть за полночь, но дойти до теплого жилья. Кроме физических трудностей на обратной дороге мы столкнулись и с еще одной проблемой: по нашим подсчетам мы насобирали на себя более 300 клещей. За время пути мы заметили, что клещи как правило, встречаются очагами. Причем концентрация клещей в очагах такая, что буквально за 1-2 минуты пути можно набрать до 20-30 клещей.

Все клещи доставались идущим впереди группы одному-двум рыболовам. Именно они и собирали на себя с тропы всех этих насекомых. Мы же следовали за нашими проводниками и нас клещи почти не трогали. Но стоило отойти с наторенной тропки или случайно оступиться как тут же мы обнаруживали на себе клещей.

Клещи предпочитают солнечные места, заросшие сухой травой. Их почти нет в тени лесов, да и в сумерки они уже уходят под землю в свои норки и ночью можно почти без опаски двигаться. Самое главное регулярно осматриваться и плотно одеваться, и тогда никакие клещи не страшны. Вся наша группа благодаря этим несложным правилам осталась цела и никто не получил не одного укуса клеща.

Уже почти в полночь мы таки добрались до нашей базы и, совершенно обессиленные, отправились на поздний ужин в ближайшую «кафешку». Походки всех экспедиционеров напоминали походку робота Вертера из известного детского кинофильма. Ноги были сбиты почти в кровь. После ужина лица у всех раскраснелись, и нас стала бить мелкая дрожь от перенесенного перенапряжения. Пора отдыхать. Надо ли говорить, что в ту ночь мы спали без снов…

Утро следующего дня мы, не смотря на ломоту во всем теле, решили все-таки посвятить ловле хариуса — зря что ли ехали так далеко. За ужином мы узнали, что неподалеку от нашей базы в одну совершенно маленькую речушку уже стал заходить хариус с Байкала и там его день назад удачно ловили на грузовой настрой, но не на мушку, а на червя. Ноги все еще болели, но мы стоически двигались вдоль реки, облавливая перспективные участки. Удача улыбнулась самому опытному из нас иркутянину Игорю, который выловил вполне солидных 8 хариусов за каких-то 40-50 минут.

Байкальский хариус

Конечно, ловил он на настрой лучше нас, знал лучше повадки рыбы, да и в отличие от нас имел большой запас мушек и в конце концов нашел самую аппетитную приманку того дня, которой оказалась мушка желто-зеленого цвета под бормыша. Хариус заходил с Байкала, где до сих пор питался бормышем и в реке он тоже предпочитал муху расцветки «под бормыша». На мои мухи белого и красного цвета были только выходы хариуса, но подойдя к мушке, он останавливался и не решался атаковать. Но я все равно остался доволен результатом рыбалки, увидел, как ловится местный хариус и в целом почерпнул для себя много полезной информации, которой не научишься в книжках и журналах.

Рыбаки нат Байкале - Сибирская рыбалка

В общем, если подвести итоги этой поездки, можно сделать следующие выводы. Как иногда это случается, даже самые рыбные водоемы объявляют забастовку, и можно остаться без улова где угодно. Но зато мы побывали в красивейших местах, получили огромный опыт по туризму, и поняли, что на Байкале и его притоках еще достаточно рыбы и особенно такой спортивной, как хариус и ленок. Причем размеры этой рыбы весьма и весьма солидные. Хариус в 300-400 грамм там считается средним или даже небольшим, и очень часто ловятся хариусы в 1 кило и даже более.

Учитывая то, что рыбные места находятся вблизи дорог, железнодорожных станций или на расстоянии одного пешего перехода от населенных пунктов, то и добираться до них не так дорого и накладно, как многие думают до сих пор. Это значительно дешевле, чем многие рыболовные туры или дикие поездки на север Сибири, а значит, в будущем мы еще не раз съездим в те края и обязательно расскажем об этом.