РЫБАЦКИЕ ШУТКИ
Жевал можжевельник. Надувал лягушек. Размышлял о смысле жизни.
Выберите свой регион:
Рыбалка в Тюменской областиРыбалка в Ханты-Мансийском автономном округе - ЮграРыбалка в Омской областиРыбалка в Новосибирской областиРыбалка в Алтайском краеРыбалка в Томской областиРыбалка в Кемеровской областиРыбалка в Республике Алтай (Горном Алтае)Рыбалка в Республике ХакасияРыбалка в Красноярском краеРыбалка в Республике ТываРыбалка в Иркутской областиРыбалка в Республике Бурятия
МенюИнформеры

Экстремальный портал VVV.RU

О рыбалке Яндекс цитирования
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Уровень воды
Главная /  Отчеты о рыбалке /  На север за первым льдом

Отчеты о рыбалке:
На север за первым льдом

Погода как всегда непредсказуема. Если в прошлом году зима наступила уже в конце октября, то год 2011 порадовал нас поздней зимой. После холодной зимы прошлого года, да и не самого жаркого лета уходящего года, в теплую погоду не верилось, и уже к ноябрю были готовы зимние удочки, наточены лезвия у ледобуров и намечены планы первых поездок. А зимы все нет и нет.

Но едва начались первые заморозки, нестерпимое желание открыть зимний сезон погнало нас на север томской области. Именно там наши знакомые закрывали в начале мая(!) прошлый зимний сезон, и именно там мы надеялись, как можно раньше открыть новый сезон подледной ловли.

Отчеты о рыбалке: На север за первым льдом - Сибирская рыбалка

Озеро для рыбалки было выбрано не нами, а нашим другом Максимом, который неоднократно бывал на этом озере и знал все рыбные места и нюансы клева. А таких нюансов на дальних северных озерах бывает не мало. Например, на данном озере отменно ловилась рыба только в начале зимы и поздней весной. В середине зимы клева либо не было совсем, либо клев был очень плохой. Разумеется, то, что в середине зимы клев почти всегда бывает не самый лучший — мы понимали, но то, что клева может не быть совсем — вот это было не понятно.

Чем же питается рыба тогда зимой? Первое что приходит на ум: может местные рыбаки просто не умеют ловить рыбу. Но последнее было маловероятным, поскольку озеро — довольно посещаемое и не только местными жителями из небольшой деревни в 10 километрах от озера. Не сказать, что там бывают сотни рыболовов, но то, что в иной день собирается с десяток — это точно. По первому морозцу на озеро можно проехать даже на автомобиле. Ну конечно не на «пузотерке», но на УАЗе или «Ниве» запросто. Далее, когда в декабре навалит много снега добраться до озера можно только снегоходом.

Вернемся к капризам таежного озера. Итак, нам удалось выяснить, что лучший клев бывает до Нового года, а может прекратиться и даже раньше. Все зависит от морозов и толщины льда. Хотя и в озере есть яма с глубиной около 12 метров, но по каким-то причинам с увеличением толщины льда в воде остается мало кислорода и рыба перестает двигаться и соответственно ловиться.

Версий много: кто-то говорит, что рыба впадает в оцепенение, кто-то говорит, что вся рыба по мелкому и узкому ручью уходит в находящуюся в километре от озера небольшую речку, где рассредоточивается по глубоким омутам и стоит там до наступления весны. Возможно, так оно и есть, поскольку в середине зимы и даже в марте только на этой речушке и можно рассчитывать на улов. Рыболовы, встав на лыжи, проходят по несколько километров, передвигаясь (а вернее пробиваясь) по заросшей кустарником реке и прибрежным буреломам от омута к омуту и неплохо ловят.

В общем, баек нам было рассказано немало. Например, о том, что весной в марте крупный окунь хорошо ловится в омутах только на мормыша. Если нет мормыша — пиши пропало. А в еще одной речушке (Анге) крупный окунь ловится только на балансиры. На мормышку берет только мелочь, но стоит опустить балансир, тут же хватает горбач. Проблема только в том, что все дно усеяно разными палками и корнями деревьев и за одну рыбалку можно «оставить» до десятка балансиров.

Поэтому покупают самые дешевые приманки и носят с собой отцепы. После всех этих историй, в нашем сознании создалось такое мнение, что северная рыба настолько привередливая, что куда там нашим городским ершам и ельцам. С другой стороны это хорошо, что нам все эти байки рассказали заранее, иначе получается, мы бы зря съездили, потому что рыба «по-простому» в тех краях не ловится.

Верить или нет? Но в одну байку мы поверили безоговорочно. Дело в том, что на выбранном нами озере, оказывается, по первому льду сложно поймать живца для жерлиц. Минимальный размер окуня начинается с 200 грамм, а окуня такого размера на жерлицу вряд ли поставишь. Для жерлиц либо специально загодя ловят живцов в других реках или озерах и привозят с собой, либо покупают мелкого чебака в магазине.

Оказывается, местные щука и окунь отлично ловятся и на мертвого живца. Хотя само это словосочетание «мертвый живец» звучит глупо, но мы все же решили запастись живцом и прикупили в Томске 3 килограмма замороженного чебака.

Ехали мы на озеро как всегда полные надежд, но предчувствие, что нас ждут очередные «выкрутасы» таежного озера, нас не покидало всю дорогу. Мы даже фантазировали и прикидывали самые нелепые капризы: окунь клюет только на копченое сало или щука питается молодой бараниной. И так далее в том же духе… Снег на полях был глубиной всего 10-15 см. и мы рискнули и не стали просить деревенских и проехали большую часть пути до озера на японском кроссовере.

Летом эта дорога для нашего «Лесника» была почти непроходима, а зимой по подмерзшей колее, хоть и с осторожностью, но без приключений мы добрались до болота. Оставшиеся полтора километра мы решили пройти пешком. Перед марш-броском мы решили сделать фотосессию, но включив фотоаппарат, обнаружили, что батарейка была почти на нуле. В спешке забыли зарядить аккумулятор. Решив, что фотоаппарат будем использовать только для самых важных кадров с уловом, мы, выстроившись цепочкой, направились к озеру.

Зимняя рыбалка в Сибири

Дорога по подмерзшему моховому болоту прошла без приключений, и мы разогревшиеся и почти не уставшие вышли на озеро. Лед был покрыт слоем снега толщиной 5-7 см. Пробурив неподалеку от берега первую «контрольную» лунку, мы успокоились окончательно: лед толстый — около 10 см. А такой лед, особенно по перволедью, очень крепкий и выдержит вес любого из нас. Правда и здесь Максим подкинул ложку дегтя, сказав нам, что там, где находится глубокая яма, лед долго не замерзает и может быть еще очень тонким. Где — эта яма?

Озеро находилось посреди довольно большого болота в окружении чахлого сосняка. Отсутствие леса делало озеро продуваемым насквозь. Даже при относительно небольшом ветре на середине озера было, мягко говоря, некомфортно. Основное рыбацкое место находилось в дальнем конце озера. Это был мыс, уходящий от ручья к середине озера. Даже на расстоянии 100 метров от берега было довольно мелко — 1-1,5 метра глубины, а далее плавно шло понижение дна. Вот вдоль этого мыса и должна была происходить основная рыбалка.

Мы разделились на две группы. Двое пошли ставить жерлицы по периметру мыса, а мы с Максимом просверлив по паре лунок стали ловить на мормышку. Максиму сразу повезло, и на первой же лунке он вытащил трех окуней весом грамм по 200-300. В принципе неплохой окунь и размер действительно не подходил для живца. Максим не обманул…. У меня же был ноль на обеих лунках. Даже ни поклевки.

Хотя и летом в озере было полно чебака, но зимой даже по первому льду он почему-то не клевал. Со слов Максима — чебак зимой на этом озере ловился очень редко, тогда как летом он клевал «как из пулемета». Это было мне тоже не очень понятно, поскольку на всех известных мне озерах в теплое время зимы, а именно по первому и последнему льду чебак ловился всегда. Но это был видимо еще один из очередных капризов озера, и ломать голову не имело смысла, да и не хотелось.

На других лунках было пусто и у меня и у Максима и мы «квадратно-гнездовым» способом стали сверлить лунку за лункой продвигаясь вдоль мыса к глубине. У наших коллег дела шли лучше. Поклевок на жерлицы было много, но вот вытащить на белый свет пока удалось только двух щук. Щука действительно не чуралась того, что живец был вовсе не живец.

Местные жители, зная эту особенность, оказывается, ставят на щук специальные капканы. Со слов Максима поклевок на капканы случается в два-три раза меньше, чем на жерлицы, но зато, уж если щука клюнула, то шансов сорваться у нее почти нет. Я давно слышал и однажды даже приценялся в магазине к этим самым капканам. Но мне как-то живодерски показалось ловить щуку капканами, и я так и не позарился купить хотя бы один.

Два часа ловли на мормышку принесли нам с Максимом еще по два окуня и все… Настало время перекусить и поразмыслить, что же случилось с клевом. У Максима и тут оказалась в запасе еще одна история, что ему рассказывали местные жители. Как ему говорили, лучший клев наступает не сразу по первому льду (а мы приехали в первую неделю), а спустя 2-3 недели, когда лед наберет толщину в 15-20 см.

Да что ты будешь делать! Если это действительно так, то нам тут делать нечего. Может, мы не там ищем или не на то ловим? Делать нечего: попробуем поискать в других местах и половить на другие наживки и мормышки.

А меж тем на жерлицы исправно клевало, но было много пустых поклевок. Видимо щука, не смотря на жор, все-таки чувствовала разницу между живой рыбкой и полуфабрикатом купленным в магазине. Забегая вперед скажу, что три килограмма чебака (а это около полсотни штук) были «изрыбачены» даже раньше, чем кончился этот рыболовный день. Поскольку на некоторых лунках не было поклевок вообще, мы снимали жерлицы с пустых лунок и переставляли на рабочие места.

Как всегда, самую крупную щуку мы сначала услышали, а потом увидели. Душераздирающий крик наших друзей говорил сам за себя — попалась матерая мамка, которая хоть и с трудом, но пролезла в лунку диаметром 130 мм. Ее вес мы определили «на глазок» 8 кг. А может и больше…

Ловля щуки зимой на жерлицы - Сибирская рыбалка

До конца дня мы искали окуня на яме и еще в двух заманчивых местах, но и там не попали на клев. Попробовали половить на червя и опарыша, но безрезультатно. Больше у нас вариантов наживок не было, да и откуда им было взяться вначале зимы, когда даже хорошего мотыля разыскать сложно. Одним словом день для мормышечников закончился с общим уловом в 7 окуней. Пара окуней была весом около полукилограмма. Но не окуни, а неплохой улов щуки давал нам право возвращаться домой с высокоподнятой головой.

Без проблем мы выбрались с озера в цивилизацию и заехали в деревеньку для того, чтобы прикупить страждущим пассажирам немного пивка. У магазина пришлось открыть багажник, и естественно в первую очередь на глаза деревенских жителей попалась именно крупная щука, которая не влезла в мешок и лежала на виду. Говорить о том, что клев на озере был плохой, нам с таким трофеем не хотелось, а значит, пришлось немного слукавить и приукрасить действительность, опустив почти полное отсутствие клева на мормышку.

Уже позже пришло понимание, что рыбалка у нас действительно состоялась. Навыки подледной ловли были восстановлены, да и улов в целом получился на загляденье (хотя хотелось, конечно же, большего). А хороший клев должен быть через 1-2 недели. Так говорили местные приметы, к которым мы теперь уже относились почти без иронии…